Требуемый уровень эксплуатационных свойств современным моторным маслам придается использованием для их изготовления высококачественных базовых масел и эффективных присадок различного функционального действия, вводимых в состав масла на стадии его производства. Большое значение имеет рациональное сочетание присадок и правильное их дозирование. Присадки, которые обычно вовлекают в состав масла, перечислены ниже.
Беззольные дисперсанты предотвращают образование низкотемпературных отложений на деталях двигателей, выпадение осадков в картере, загрязнение фильтров, а также предотвращают рост вязкости масла при накоплении в нем частиц сажи от неполного сгорания топлива.
Зольные детергенты (моющие присадки) — это растворимые в базовом масле мыла, обеспечивающие чистоту поршней и хорошую подвижность поршневых колец. Обычно в составе масла используют комбинации детергентов, обладающих способностью дополнять и улучшать эффективность друг друга. Детергенты содержат металлы (кальций, магний, реже — другие), поэтому они придают маслам зольность. Зола — это неорганический остаток, образующийся после сгорания масла. Ее избыток очень нежелателен, т.к. это абразивный материал. Многие детергенты придают маслу способность нейтрализовывать кислоты. Такие детергенты называют щелочными. Их роль в предотвращении коррозионного износа деталей двигателей очень велика.
Антиокислители тормозят окисление масла кислородом воздуха при высокой температуре. Антиокислители разных классов часто вводят в составы масел в виде парных или тройных смесей, что дает лучший эффект. При рациональном сочетании детергентов и антиокислителей удается значительно замедлить рост вязкости масла, увеличить срок его бессменной работы.
Противоизносные присадки предотвращают быстрое изнашивание трущихся деталей двигателей в основном путем химического взаимодействия с поверхностями металлов и образования пленок, препятствующих контакту металла с металлом, образованию рисок, натиров.
Антикоррозионные присадки защищают от коррозии антифрикционные сплавы на основе меди, свинца, олова путем образований прочных защитных пленок на вкладышах подшипников, втулках и других деталях. Ту же функцию выполняют деактиваторы металлов.
Противопенные присадки препятствуют вспениванию масла и ускоряют разрушение образовавшейся пены. Проблема вспениваемости масла приобрела особое значение в связи с применением дизельных масел в качестве рабочего тела в системах впрыскивания топлива под высоким давлением с помощью гидравлических насос-форсунок.
Модификаторы трения (антифрикционные присадки) уменьшают коэффициент трения при граничном режиме смазки, и этим повышают механический КПД двигателей. Вводятся в энергосберегающие масла (см. главу 9).
Депрессорные присадки понижают температуру застывания масел. Их добавляют к зимним и всесезонным маслам для улучшения текучести при низкой температуре.
Модификаторы вязкости (загущающие присадки) повышают индекс вязкости масла. Об этих присадках, добавляемых к всесезонным маслам.
Другие присадки используют редко — лишь когда к маслам предъявляют какие-либо специальные требования. Производители моторных масел проводят большой объем исследований и испытаний оптимизируя состав масла, сертифицируемого для присвоения знака соответствия классу API. Стоимость сертификации доходит до сотен тысяч долларов США, а длительность всех моторных испытаний составляет сотни моточасов. Естественно, производители масел стремятся избежать отрицательного результата испытаний, тщательно выбирая присадки к конкретному базовому маслу и гармонично их сочетая. Иногда, для достижения требуемых свойств, используют готовые пакеты присадок, рекомендуемые их производителями. Поэтому смешивать в двигателе масла разных производителей или вводить в масло дополнительные присадки — дело рискованное.
Новости компании
Ekoil 2T Aqua Premium Стандарт TC-W3 Продление лицензии NMMA
18.06.2013
Присадки к базовому маслу
18.06.2013